Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.82.67.019
УДК: 159.9
ББК: 88.5
А. А. Степанова ORCID
Ассистент кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЭТНИЧЕСКАЯ ОТЧУЖДЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНО-СТИ
Аннотация

Введение. Одной из основных причин напряженности межэтнического взаимодействия в России являются трудности адаптации мигранта к новой среде. Психологические проблемы, сопровождающие процесс аккультурации мигрантов, приводят к стремлениям изолироваться от коренного населения страны, что воспринимается как угроза. Цель статьи ― обобщение результатов исследование характеристик этнической отчужденности личности.

Методы и материалы. Методами научного исследования выступили анализ литературы по проблеме этнической отчужденности; тестирование посредством диагностических методик; методы статистической обработки данных: корреляционный анализ (критерий корреляции r-Пирсона) для выявления значимых корреляционных взаимосвязей переменных, однофакторный дисперсионный анализ для выявления зависимостей.

Результаты. Проведен анализ российских и зарубежных исследований по проблеме этнической отчужденности. Дано определение этнической отчужденности ― такие отношения мигранта с окружающей средой, при которых личность противопоставляет себя новому этническому обществу, испытывая чувства неприятия, враждебности, изолированности в отношении других личностей, групп и в целом всего сообществу, в котором пребывает. Результатом эмпирического исследования являются основные характеристики личности, способствующие развитию этнической отчужденности: дезадаптированность, депрессивность, дисгармония, ностальгия по родному этносу и его культуре, стремление к индивидуализму.

Обсуждение. Приводится опыт современных исследований влияния этнической отчужденности личности на межэтническую напряженность, деструктивность межкультурных контактов, социальные и экономические процессы в странах.

Заключение. Подводятся итоги эмпирического исследования, формулируются основные социально-психологические закономерности этнической отчужденности. Делается вывод о том, что трудности адаптации мигранта в новую социокультурную среду связаны с нарастанием уровня этнической отчужденности и неудачными попытками самостоятельно справится с чувствами одиночества, изолированности и бессилия, что открывает поле для новых исследований, связанных с психологической профилактикой этической отчужденности.

Ключевые слова

отчужденность; этническая отчужденность; адаптация; интеграция; идентичность; социокультурная среда

Основные положения

– дано определение этнической отчужденности на основе глубокого анализа научной и исследовательской литературы;

– проведено эмпирическое исследование, в результате которого выделены основные характеристики личности, способствующие развитию этнической отчужденности: дезадаптированность, депрессивность, дисгармония, ностальгия по родному этносу и его культуре, стремления к индивидуализму;

– сформулированы основные социально-психологические закономерности, характерные для этнической отчужденности.

Цитировать публикацию

Степанова, А. А.  ЭТНИЧЕСКАЯ ОТЧУЖДЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНО-СТИ [Текст] / А. А. Степанова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 279-295. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.82.67.019.

Библиографический список

1. Специалист по адаптации мигрантов [Электронный ресурс] // Атлас новых профессий. М. : Агентство стратегических инициатив ; Московская школа управления «СКОЛКОВО», 2014. 168 с. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 18.01.2019).

2. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 336 с.

3. Башмановская Я. В. Преодоление социального отчуждения как условие выхода из состояния одиночества // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2014. № 6 (2). С. 25–30.

4. Гусева И. С. Опросник экспресс-диагностики отчужденности личности и его апробация // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2014. № 3 (28). С. 66–71.

5. Смолева Е. О. Социальное отчуждение: анализ теоретических подходов // Вопросы территориального развития. 2016. № 4 (34). С. 1–14.

6. Heath O. (2018), “Policy alienation, social alienation and working-class abstention in Britain, 1964–2010”, British Journal of Political Science, vol. 48, no. 4, pp. 1053–1073.

 

7. Safipour J., Schopflocher D., Higginbottom G. & Emami A. (2011), “Feelings of social alienation: a comparison of immigrant and non-immigrant Swedish youth”,International Journal of Sociology and Social Policy, vol. 31, no. 7/8, pp. 456–468.

8. Максимчук Е. Д. Применение программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 171–175.

9. Ellis J.M., Rowley L.L. & Nellum C.J. (2018), “From alienation to efficacy: An examination of racial identity and racial academic stereotypes among Black male adolescents”, Urban Education, vol. 53 (7), pp. 899–928.

10. Щербинин А. А., Поползина Л. П., Ворончихина М. В. Преодоление «отчуждения» (otherization) в рамках процесса обучения межкультурной коммуникации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 13. С. 125–130.

11. Топильская О. А. Восстановление баланса в психологическом конверсиве отчуждение — идентификация как способ преодоления отчуждения // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 3 (061). С. 236–242.

12. Tanti C., Stukas A. A., Halloran M. J. & Foddy M. (2011), “Social identity change: Shifts in social identity during adolescence”, Journal of adolescence “Elsevier”, vol. 34, no. 3, pp. 555–567.

13. Psychology Education and Training From Culture-Specific and multiracial Perspectives (Critical issues and recommendations) (2009), American Psychological Association. Council of National Psychological Associations for the Advancement of Ethnic Minority Interests, Washington, DC, 52 p.

14. Gorbachev O. (2018), “Migrants and the Russian State in the 20th Century: Opportunities and Limitations”, Quaestio Rossica.. 1. pp. 240–248. DOI: 10.15826/qr.2018.1.293.

15. Ifeagwazi C.M., Chukwuorji J.C. & Zacchaeus E. (2015), “Alienation and Psychological Wellbeing: Moderation by Resilience”, Social Indicators Research, no. 120 (2). URL: https://www.researchgate.net/publication/269820735_Alienation_and_Psychological_Wellbeing_Moderation_by_Resilience (дата обращения: 14.01.2019).

16. Kuprina T.V. & Sandler M. (2015), “Common and specific features of migration flows in Russia, CIS and far abroad”, Economy of Region, 2. 194–207. DOI:10.17059/2015-2-16.

17. Merenkov A. & Antonova N. (2015), “Problems of Social Adaptation of International Students in Russia”, New Educational Review,. 3, pp. 122–132. DOI:10.15804/tner.2015.41.3.10.

18. Wang W.W. & Fan C.C. (2012), “Migrant workers' integration in urban China: Experiences in employment, social adaptation, and self-identity”, Eurasian Geography and Economics, vol. 53, no. 6, pp. 731–749.

19. Нето Ф. П. С., Пшенко К. А., Якушкина М. С. Социокультурная и правовая адаптация мигрантов как фактор стабилизации миграционных потоков в СНГ // Наука и образование. Педагогика. 2011. № 2 (27). С. 104–108.